Перечень программ в txt-папке, версии имитатора от 11.11.2018

Basic_D3-28_v3A__KP-157107__N-11343.txt,
Basic_D3-28_v3A__KP-132259__N-9675.txt,
Basic_D3-28_v3A__KP-157057__N-11343.txt,
Basic3A-tdm-l__KP-224538_N-15856.txt,
k31a_basic_KP-177107_N-12820.txt (из коллекции Виталия К),
s3_side1__basic-tdm.txt (из коллекции форумчанина с ником sanders).
Это версии системы программирования на языке «Бейсик для Д3-28, вариант 3А».
Запуск: <C>, <S>; в имитаторе всегда используются только латинские клавиши.
О настройке служебной строки дисплея и др. подробности см. в разделе 5 Руководства.
____________________________________________________________________
Fortran-85_p1-p2.txt – система программирования «Fortran-85 для Д3-28».
Запуск: <C>, <T>, <T>. Подробности см. в разделе 5.
Fortran-5m_KP-138177_N-10414.txt – система программирования «Fortran-5M для Д3-28». Это вариант, очень близкий к Fortran-85, но состоящий из одного файла.
Работает лучше, чем Fortran-85; и компилированный в нём код работает лучше.
Запуск: <C>, <T>, <T>. Подробности см. в разделе 5 Руководства.
____________________________________________________________________
D3-28_Vystra__KP-113478__N-9478.txt – система программирования «Выстра».
Её происхождение мне не известно, но она, на мой взгляд, интересная. В ней красиво выглядит процесс компиляции: столбцы зелёных цифр быстро струятся по экрану дисплея; как в старинных кинофильмах с ретро-компьютерами :-).
Запуск: <C>, <S>. Подробности см. в разделе 5 Руководства и в Приложении 2.
____________________________________________________________________
s4_side2_os-mhti_32k.txt (из коллекции sanders),
Программы из коллекции Виталия К.:
k15a_vt-9r.txt,
k31b_mhti-10r_2x__ks_610_3677_610.txt,
k17a_vt-12r.txt. Это близкие к Фортрану-5М (и -85) системы «ОС ВТ-МХТИ».
Fortran_v1-4.txt – «Фортран Кочеткова» (ЛИИЖТ, кафедра ТОЭ).
Подробности см. в разделе 5 Руководства и по ссылке.
Эти фортраноподобные программы для Д3-28 работают с памятью объёмом только 32 килобайта.
___________________________________________________________________________________
spp-8___KP-65890_N-5297.txt – система подготовки программ, МХТИ.
Пояснения см. в разделе 5 Руководства, в spp-8_mnemocodes.txt, и по ссылке.
_________________________________________________________________________________________________
k12b_et-10__KP-3550.txt – «операционная система ЭТ-10».
___________________________________________________________________________________
mashyaz___KP-108069_N-8130.txt
и
k7a__mashyaz_KP-108090_N-8130.txt
Это система подготовки и отладки программ, содержит реассемблер команд Д3-28, может работать с ОЗУ 128 килобайт. Пояснения см. в разделе 5 Руководства и по ссылке.
k7b_minimonitor.txt. Порядок запуска описан в конце этого же txt-файла. Документацию см. по ссылке.
___________________________________________________________________________________
k31a_stud_os_KP-229607_N-19040.txt (всё это из коллекции Виталия К),
по-видимому, это обучающий «математический пакет» для студентов.
___________________________________________________________________________________
mix.txt – смешанная «библиотека программок» в машинных кодах и на языках Бейсик, Фортран, Выстра. В ней 16 программок, в том числе игра «23 спички».
Эта библиотека служит для демонстрации работы имитатора с НМЛ. Наиболее серьёзные программы в ней – бейсиковские «HALL» и «DATA-SAVE TEST», работавшие в 1980-е годы на реальной Д3-28. Пояснения см. в разделе 3 Руководства.
____________________________________________________________________
bega__5prg__bas.txt – «библиотека программок» на языке Бейсик. В ней 5 программок. В том числе – квази-игра «тараканьи бега»; она может использоваться для выявления особенностей вывода символов в разных режимах имитатора, в том числе для сравнительной оценки скорости вывода символов. В файле содержатся две записи программы «тараканьи бега». Первая запись называется BEGA-1, она сделана в Бейсике-132259. Вторая запись сделана в Бейсике-157107, она называется BEGA-2.
Кроме того в этой «библиотеке» содержатся бейсик-программы: SINUS – построение графика синуса с задаваемым количеством точек (может использоваться для измерения условной скорости работы имитатора на разных ПК), XAOC-1 – построение графика хаотической динамики (внутри программы есть инструкция; это математическая программка), КАТАЛОГ – список бейсик-программ на данной «ленте».
Запуск – только под управлением Бейсика: загрузка командой LOAD, старт командой RUN. По умолчанию подразумевается запуск в Бейсике-157107 при b4=0. Оказывается, при этом в программе BEGA-1 нормально воспроизводятся РУС-буквы. При запуске же программы BEGA-2 надо после набора RUN, но перед нажатием <Enter> нажать <Ctrl>, тогда текст выведется в регистре ВР РУС (либо перезапустить Бейсик-157107 в режиме с b4=1).
Пояснения см. в разделе 5 Руководства.
____________________________________________________________________
SF-test_bas.txt – тест Сергея Фролова. См. пояснения в Приложении 3 к Руководству.
Запускается под управлением Бейсика.
_____________________________________________________________________
game_1WAR_bas.txt – демонстрационная тест-программа с игровыми элементами для наглядной проверки взаимодействия машины, дисплея и клавиатуры в имитаторе; иллюстрирует некоторые приёмы применения машинных кодов в бейсик-программах пользователя. Пояснения см. в разделе 1 Руководства.
Запуск – только под управлением Бейсика: загрузка командой LOAD, старт командой RUN. В разных Бэйсиках быстродействие может быть разным.
_____________________________________________________________________
disp-1_bas.txt – программка, с помощью которой можно изучать вывод символов на дисплей путём применения машинных кодов в бейсик-программах. Пояснения см. в Приложении 3 к Руководству. Запуск только под управлением Бейсика.
____________________________________________________________________
ok_bas.txt – программка, найденная на одной из моих кассет. Печатает цифрами «стерео»-картинку, которая изображает приподнятое над плоскостью экрана слово, состоящее всего из двух латинских букв. Составлена мной под впечатлением от впервые появившихся в те времена типографских стерео-изображений, казавшихся на первый взгляд загадочными. Запуск только под управлением Бейсика.
____________________________________________________________________
game_luna__bas.txt – «Посадка на Луну», игровая программа, набрана по листингу в документации к Бейсику. Из числа «легендарных» программ 🙂
game_corolevstvo__bas.txt – «Королевство Эйфория», игровая программа.
game_casino__bas.txt – «Казино», игровая программа.
game_vojna__bas.txt – «Война», игровая программа; сочинена студентами под впечатлением от занятий на военной кафедре; похоже, чепуха полная 🙂
Запуск: все эти игровые программы работают только под управлением Бейсика.
_____________________________________________________________________
bioritmy__bas.txt – тоже «легендарная» для пользователей Д3-28 программа, из «Руководства программиста» на Бейсике. Интересна она, конечно, не якобы биоритмами, а тем, как в ней организовано построение одновременно трёх синусоид на экране алфавитно-цифрового дисплея. Запуск – только под управлением Бейсика: загрузка командой LOAD, старт командой RUN.
Для правильного вывода графиков на экран здесь необходимо воспользоваться Бейсиком-157107 с b4=1 (см. раздел 5 Руководства) и задать систему команд №1, сбросив в ноль разряды служебной строки дисплея нажатием клавиш <F8>, <F9>, <F8>. Тогда правильно отображается «нулевая линия» на графиках биоритмов, которая строится из символов I. Сначала печатается символ I, а затем он заменяется символом графика, если график должен пересечься с «нулевой линией». Интересно, что если бит-4 не установлен в единицу, то такой замены символов не происходит, и «нулевая линия» местами ломается: смещается направо.
_____________________________________________________________________
1WAR_1_2WAR_1__frtrn5m.txt – файл, имитирующий «ленту» с библиотекой демонстрационно-игровых фортранных программ и с тестом С. Фролова.
В начале файла записан сам FORTRAN-5M; загрузка: <C>, <L>, <K> (КП=138177, код 0512 на шаге N=10414), запуск: <C>, <T>, <T> (без нажатий <S>). Далее на этой «ленте» идут исходные фортранные тексты программ 1WAR и 2WAR, рабочие (т. е. транслированные в машинные коды) программы 1WAR и 2WAR, причём у всех этих программ номер версии равен 1. И затем – исходные тексты SF-T версий 1 и 2. В конце есть запись «конец библиотеки».
Запуск исходных программ – только под управлением Фортрана-5М (или Фортрана-85) после трансляции в машинные коды.
Запуск рабочих программ: под управлением Фортрана-5М, или запуск с пульта машины. Подробности см. в разделе 5 Руководства.
_____________________________________________________________________
frmj_inpx_test__1prg__3prg_vystra-text.txt – файл, имитирующий «ленту» с библиотекой выстровских программ. В начале – рабочая программа FRMJ, скомпилированная в Выстре в имитаторе. Затем – исходные тексты программ FRMJ, INPX, TEST. Запуск исходных текстов – только под управлением Выстры.
frmj_KP-38246_N-3445.txt – рабочая программа расчёта «фракталов» FRMJ, скомпилированная в Выстре на реальной машине Д3-28 в давние времена. Рабочие программы служат примером автономно работающих программ, созданных в Выстре. Запуск рабочей программы FRMJ: <C>, <S> на пульте машины; загрузка Выстры не требуется. Подробности см. в разделе 5 Руководства.
_____________________________________________________________________
display_codes_KP-1689_N-106.txt – программа выводит на дисплей байт-код, поступающий из терминала при каждом нажатии клавиши на клавиатуре терминала. Выводится символ (если клавиша символьная), и за ним байт-код. Если клавиша подаёт управляющий код, а не код символа, то этот код исполняется и выводится. Каждый код выводится в новой строке. Чтобы не было пустых строк, можно выключить в настройке служебной строки режим «авто ПС=ВК»:
9 6 0 0
0 0 0 0
0 0 1 0
0 0 0 0
0 0 0 0

Запуск: <C>, <S> «на пульте машины»; затем переходим к просмотру дисплея.
_________________________________________________________________________________
klava_KP-434_N-25.txt – простейшая программка связи дисплея с машиной; см. раздел 2 Руководства.
test_061_PEL2-240-001_KP-21038_N-1714.txt – в блоке 4 тестируется дисплей, см. раздел 2 Руководства.
_________________________________________________________________________________
028-test_KP-73370_N-8921.txt – тест системы команд и расширенного ОЗУ,
D3-28_test_028__KP-60000_N-5999.txt – старый тест системы команд и ОЗУ,
D3-28_test_017__KP-5895_N-527.txt – тест НМЛ, см. «Инструкцию по эксплуатации» Д3-28, а также ниже: Приложение 3 к Руководству, раздел Работа тест-программ в имитаторе.
_________________________________________________________________________________
y-test__KP-88_N-8.txt – демо-программка, поясняющая программирование в машинных кодах Д3-28; см. раздел 7 Руководства.
Запуск: <C>, <S>. Смотреть на экран дисплея не нужно; программка всего лишь выводит последовательные значения целых чисел на Y-табло машины. Для останова надо нажать <Enter> или <C>.
7-11-2017_tablo-XY-test__KP-637_N-36.txt – ещё одна демо-программка; она тоже лишь выводит цифры на табло машины. Запуск здесь иной: <C>, <T>, <S>. Останов обычный:
<Enter> или <C> в режиме просмотра пульта машины.
cos_ris-11_KP-386_N-46.txt – учебная программка, выводит на табло машины значения cos(X), вычисленные двумя способами. См. в «Инструкции по эксплуатации» Д3-28 стр. 96-97.
Запуск: <C>, набираем в регистре Х желаемое число, нажимаем <S>, смотрим на табло результат вычисления cos(X). Затем <C>, набираем новое Х, <S>, и т. д.
statistika__KP-7074__N-806.txt – пакет подпрограмм «Статистика» из комплекта ПО к Д3-28.
Пояснения о запуске и о работе в имитаторе см. в конце этого же txt-файла. Подробности см. в «Руководстве оператора 3.857.100 Д12» (этот документ есть по ссылкам: http://retropc.org/Biblioteka_r_31.html#c254 (в «Библиотеке»), https://d3-28.ru/dokumentatsiya-d3-28/rukovodstvo-operatora-d3-28/ )
________________________________________________________________________________
rabochaja_kasseta.txt – пустой файл, имитирующий «рабочую кассету» для теста НМЛ; см. Приложение 3 к Руководству. Его можно использовать и для опытов с командами записи на НМЛ в других случаях. Конечно, подобных файлов (с желаемыми именами) можно и нужно создавать сколько угодно, по мере надобности.
_________________________________________________________________________________
raspechatchik_D3-28__KP-935__N-67.txt – программа для распечатки номеров шагов и байт-кодов программы из ОЗУ машины. Она работала с реальной машиной и позволила получить на ТПУ распечатки Бейсика, Фортрана и Выстры:

В имитаторе распечатчик может пригодиться, например, для получения дампов сегментов ОЗУ с такими сложными системами, как ОС ВТ-МХТИ.
Работа с распечатчиком (это один из нескольких возможных вариантов действий):
0. Включаем ТПУ (в имитаторе «ТПУ включается» ПК-клавишей <Home>).
1. Вводим в ОЗУ с ленты (или с пульта Д3-28 вручную, если это не слишком долго) ту программу, из которой надо распечатать часть или её всю.
2. Кнопкой КП проверяем контрольную сумму. Здесь и далее речь о кнопках на пульте Д3-28;
их соответствие с ПК-клавишами в имитаторе указано в разделе 7.
3. Кнопкой В переходим в режим «Ввод», при этом индикатор покажет номер шага с кодом 0512 (END) программы в ОЗУ. И дописываем на следующих шагах код 0514 (это «пустая» команда GO) сколько-то раз – чтобы получился «круглый» номер шага, удобный для запоминания, с которого позже мы введём в ОЗУ машины свой распечатчик. Этот номер шага следует запомнить.
4. Кнопкой Р переходим в режим «Работа», и с пульта Д3-28 кнопками прямого кодирования подаём двухбайтовую команду 0413 0415; происходит засылка в регистр Х начального адреса дальнейшей загрузки. (Напомню, что в имитаторе цифры 0413 0415, поскольку они представляют собой байт-коды команды, надо набирать с постоянно нажатой ПК-клавишей <Ctrl>.)
5. Ставим магнитную ленту с распечатчиком и загружаем его в ОЗУ командой 1202 с пульта машины. (В имитаторе цифры 1202 надо набирать с постоянно нажатой ПК-клавишей <Ctrl>.)
6. Прямым кодированием заносим в регистры R0 и R1 соответственно начальный и конечный адрес того участка ОЗУ, который желаем распечатать. С этой целью поочерёдно пользуемся режимами В и Р (в имитаторе – клавишами <V> либо <W> и <R>):
В: нажимаем НШ и вводим пять цифр (старшие из них могут быть нулями), это желаемый начальный адрес в десятичной системе; он сам собой оказывается в программном счётчике PC. (В имитаторе НШ это <N>).
Р: подаём двухбайтовую команду 1104 1500, это засылка РС в регистр R0 (в имитаторе цифры 1104 1500 набираем с постоянно нажатой ПК-клавишей <Ctrl> ).
В: нажимаем НШ и вводим пять цифр = желаемый конечный адрес.
Р: подаём команду 1104 1501, тем самым конечный адрес засылается в R1. (в имитаторе цифры 1104 1501 набираем с постоянно нажатой ПК-клавишей <Ctrl> ).
7. В: нажимаем НШ и вводим номер шага, на котором находится начало нашего распечатчика (этот номер мы запомнили раньше); тем самым мы подготовили стартовый адрес для запуска распечатчика.
8. Р: нажимаем клавишу S – старт; в имитаторе это клавиша <S>. Всё.
Распечатчик создаёт txt-файл, в котором левый столбец представляет десятичные значения адресов в ОЗУ с шагом 10, а в каждой полной строке содержатся 10 байт-кодов. Не следует пугаться пробелов, встречающихся в таком файле: дело в том, что имитатор, как и реальное ТПУ, не печатает нули, если они находятся в начале числа (так что, если, например, байт-код или номер состоит из одних нулей, то в ТПУ-распечатке он выглядит сплошным пробелом).

11.11.2018
Sinus